ПРЕДЧУВСТВИЕ КАТАСТРОФЫ в произведениях П. Пикассо, М. Шагала и С. Дали 30-40 гг. ХХ века.

Пабло Пикассо, Марк Шагал, Сальватор Дали – Титаны эпохи авангарда ХХ века – прожили долгие, почти столетние жизни. Франция стала второй Родиной для испанцев Пикассо и Дали и эмигранта из Советского Союза – Шагала.  Франция возвела этих художников на пьедестал творческого Олимпа, где они пребывали почти полвека.  В начале 30-х Пикассо был уже знаменит, Шагал – известен, а Дали только начинал свой творческий взлет. Их пути шли параллельно, почти не пересекаясь. Дружеские отношения Шагала и Пикассо возникнут позднее, в 60-е, когда оба будут жить на Лазурном берегу, да и то ненадолго.

В 30-е годы Шагал жил в Париже со своей женой, другом, музой Беллой и дочерью Идой. Вместе с известностью пришло материальное благоролучие. Они купили дом в Париже. Очень много путешествовали.

Брак Пикассо с русской балериной Ольгой Хохловой развалился. Они не разводились до самой ее смерти в 1953 г.-тогда нужно было бы делить наследство согласно брачному контракту, уже тогда о г р о м н о е!  Если в начале семейной жизни Пикассо изображал ее красавицей в реалистической манере, то после 10 лет совместной жизни, разъехавшись – злобной старухой, клацкающей зубами. 

У них рос сын, от 17летней любовницы Марии Тереза Вольтер родилась дочь Майя, в 1935 году он сошелся с Дорой Маар, фотографом. 

В 1927 году Елена Дьконова, известная всем ГАЛА, ушла от первого мужа поэта Поля Элюара к Сальватору Дали.

Вот в таком семейном положении встретили художники надвигающуюся катастофу, унесшую миллионы жизней и ставшую трагедией еврейского народа.

Первый звоночек, первые нотки беды я увидела в картине Марка Шагала «ОДИНОЧЕСТВО» 1933 г. Я много раз видела репродукцию этой картины, но она меня не трогала, а вот на выставке в Берлине я увидела подлинник – мурашки по коже побежали. Для меня Шагал был, в первую очередь «живописцем Любви», по анологии с Ренуаром, которого называли «живописцем счастья». Трагическая драматическая тема была мне менее известна, если учесть, что до начала 70-х годов на творчество Шагала в СССР вообще было наложено ТАБУ!

И вот на выставке: Длиннобородый еврей накинул талес, сидит в раздумье на траве, держа в левой руке свиток Торы. Одинокий ангел парит в небесах, знаменитая скрипка со смычком – некому играть в пустыне и корова с пронзительным взглядом глаза – грусть, отчаяние, одиночество.  Почему-то в тот момент я вспомнила такой же отчаянно трагический взгляд еврейского мальчика в картине Пикассо «Старый еврей с мальчиком», ГМИИ им. Пушкина.  Картина была написана в 1903 году в так называемый «голубой период». Ее купил русский купец и коллекционер Сергей Щукин. Благодаря ему в Москве есть несколько работ Пикассо, но отдельной еврейской темы в произведениях Пикассо нет, да и быть не должно. Испанец по рождению, француз по творчеству его интересовали многоие темы. А вот старик и мальчик — трудно понять, как русский купец почувствовал всю глубину еврейской трагедии.

Вернемся в 30-е. Как должны были чувствовать себя художники, когда из Германии приходили страшные вести: в Мангейме в 1933 г. по приказу Геббелься сжигаются публично работы Шагала, изымаются из музеев.  Происходит насильственное отторжение Авангарда, культивируется искусство III Рейха:

1937 г. комиссия по изъятию произведений: 16 558 работ: немцы, Шагал, Пикассо, Ван Гог; выставка «Дегенеративное искусство» в Мюнхене, а потом еще в 11 городах. Только 6 художников из 112 были евреями. Но Рейху нужны деньги и полуофициально в Женеве проводятся аукционы изъятых картин: так, например были проданы и, фактически, спасены «Портрет раввина» и «Синий дом» Шагала, «Семья Соллер» Пикассо и многие другие. Геринг скромно оставил себе «дегенерата» Ван Гога.

Мне кажется, что лучше всего отношение художников к событиям того времени выражают… петухи. Да, да и Шагал и Пикассо часто писали петухов. Если для Шагала, родившегося в зареве пожара, бушевавшего в Витебске в ту ночь, и можно сказать, на генетическом уровне, вошедшем в кровь художника. Петух для него – пожар, беда. А петухи Пикассо – его «колючее» отношение к жизни.

Ликование жизни 20-х у Шагала сменилось на тревожное предчувствие 30-х, а у Пикассо появились натюрморты с быками-минотаврами и черепами. Сальвадор Дали пишет в 1936 году картину «Мягкая конструкция с вареными бобами (Предчувствие гражданской войны) — создает одну из самых впечатляющих и устрашающих своих работ.

И действительно, два огромных существа, напоминающие деформированные, случайно сросшиеся части человеческого тела устрашают возможными последствиями своих мутаций. Одно существо образовано из искаженного болью лица, человеческой груди и ноги; другое — из двух рук, исковерканных как бы самой природой, и уподобленной тазобедренной части формы. Они сцеплены между собой в жуткой схватке, отчаянно борющиеся друг с другом, эти существа-мутанты вызывают отвращение как тело, разорвавшее само себя.

Существа эти изображены на фоне пейзажа, написанного С. Дали в блестящей реалистической манере. Вдоль линии горизонта, на фоне невысокой горной гряды, расположены миниатюрные изображения неких старинных по виду городков.

Низкая линия горизонта гиперболизирует действие фантастических существ на первом плане, одновременно она подчеркивает необъятность небосвода, заслоняемого огромными облаками. И сами облака своим тревожным движением еще больше усиливают трагический накал нечеловеческих страстей.

Картина «Предчувствие гражданской войны» небольшая, но она обладает подлинной монументальной выразительностью, которая рождается из эмоционального контраста, из масштабного противопоставления безгранично живой природы и сокрушающей тяжеловесности ирреальных фигур-мутантов. Это произведение открывает антивоенную тему в творчестве С. Дали, она звучит пугающе, предупреждает разум и взывает к нему. Квадратная фигура, формируемая конечностями, напоминает географические очертания Испании. Сам художник говорил:


«Дурные предчувствия надвигающейся гражданской войны мучили меня, — вспоминал Дали, — и за полгода до начала событий я написал эту картину. Приправленная вареными бобами, она ~ изображает огромное человеческое тело в виде чудовищных наростов рук и ног, которые ломают друг друга в пароксизме безумия. Это не просто монстры-призраки испанской гражданской войны, а войны как таковой вообще».

И НАЧАЛОСЬ БЕЗУМИЕ!

В 1936 году Пикассо получает заказ от Республиканского правительства Испании на картину для павильона на Всемирной выставки в Париже. Художник долго не начинал картину, видимо, искал тему. Жизнь подсказала: ГЕРНИКА. 26 апреля 1937г. на город басков было выпущено 22 тонны бомб. Уже в мае картина 3,5х7,8 метов была готова. 33 дня! Пикасо никогда не писал политических картин. Герника была первой жертвой бомбардировки, «сразила Пикассо, как удар бычьего рога».

Дора Маар запечатлела в фотохронике все этапы создания картины. Горе, страдание, ужас, отчаяние. Герника написана маслом в черно-белых тонах.Что мы видим: подвал – балки,  плиты-и глаз –лампа. Человек с мертвыми глазами и цветком в руке.  Женщина оплакивает ребенка. А над ней – бык с широко открытыми глазами. В центре – лошадь в агонии. Нос лошади и верхние зубы  образованы формой человеческого черепа. Справа вверху – античная маска, ее рука держит зажженную лампу. И женщина в страхе с безучастным взглядом.

Картина не была понята современниками. Она выставлялась в ряде стран. Сам Пикассо заявлял, что хотел бы видеть ее в Прадо, но лишь после свержения диктатуры. Картина только в 1981 году была помещена в Прадо, а сейчас находится в Музее королевы Софии в Мадриде.  В 1940 году, когда Париж был оккупирован, к Пикассо пришли из гестапо. На столе были открытки с репродукцией Герники. «Это вы сделали?», задали художнику вопрос. «Нет – это сделали вы».

«КТО СЖИГАЕТ КНИГИ, КОГДА-НИБУДЬ БУДЕТ СЖИГАТЬ ЛЮДЕЙ» Г. ГЕЙНЕ

Страшная ночь  с 9 на 10 ноября 1938 года – Хрустальная ночь – ночь разбитых витрин. Ночь – начало еврейской катастрофы: убийства, преследования, погромы…Марк Шагал в это время путешествовал с семьей по Европе.

Одно из лучших и трагических полотен Марка Шагала «Белое распятие» написано художником после еврейских погромов в Германии, вошедших в историю как «Хрустальная ночь».  Шагал глубоко переживал политическую обстановку в Европе, диктующую откровенный антисемитизм.

Примечательно, что будучи евреем, художник выбрал образ распятого на кресте Христа (иудаизм не признаёт Иисуса как Спасителя) главным символом трагедии еврейского народа. Страдающий Христос олицетворяет у Шагала страдающих иудеев — внимательный зритель сразу найдёт намёки на это отождествление — у Иисуса талес, элемент молитвенного облачения иудеев, а у ног горит семисвечник-минора.

Внизу креста Шагал изобразил сцены нацистских бесчинств, а вверху картины расположились ветхозаветные персонажи: Авраам. Исаак, Иаков и Рахиль, которые плачут от ужасов увиденного. корабль-ковчег, как символ возможного спасения. Также на картине можно заметить красные коммунистические флаги и флаг ещё независимой Литвы.

Глубоко трагичен сюжет в левом нижнем углу полотна – еврей с распростёртыми руками. На его груди мы видим белую табличку, которая ранее представляла надпись на идише: «Я еврей». Но Шагал решил её закрасить, так же как и свастику на рукаве сжигающего синагогу нациста.
Агасфен – вечный жид, приговоренный к вечнм странствиям, корабль-ковчег, как символ возможного спасения., .
Обличительная картина «Белое распятие» явилась предчувствием ещё больших разрушений и бесчеловечных убийств, и производит невероятное сильное впечатление. Любопытным фактом является то, что это любимая работа папы Римского Франциска.

Три художника, три предвидения трагедии. Каждый из них чувствует и видит острее, у них, наверное, нервные окончания в кистях…

Автор: Ирина Уманская, историк искусства

Одно мнение о "ПРЕДЧУВСТВИЕ КАТАСТРОФЫ в произведениях П. Пикассо, М. Шагала и С. Дали 30-40 гг. ХХ века."

Оставить отзыв:

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Создайте свой веб-сайт на WordPress.com
Начало работы
%d такие блоггеры, как: